Содержание
- Высота и условия полета
- Отсутствие подготовки у пассажиров
- Конструктивные ограничения и вес
- Есть ли парашюты у экипажа
- Почему парашют не поможет при крушении?
- Можно ли взять парашют в самолет?
- Альтернативные меры безопасности
- Подведем итоги
Путешествие на самолете для большинства людей стало привычным делом, несмотря на это, многие из нас задаются вопросом: почему в самолетах нет парашютов? Логично предположить, что наличие парашютов могло бы значительно повысить безопасность полетов, предоставляя пассажирам шанс на спасение в случае аварийной ситуации. Однако в гражданских самолетах нет парашютов для пассажиров, и этому есть ряд веских причин, связанных с конструкцией воздушных судов, законами аэродинамики, факторами безопасности и реальными статистическими данными о причинах авиакатастроф.
На протяжении десятилетий инженеры и специалисты по авиационной безопасности анализировали возможность оснащения пассажирских лайнеров парашютами, но все исследования показывают, что их использование в экстренных ситуациях на большой высоте практически невозможно. Кроме того, современные авиационные технологии и строгие протоколы безопасности уже делают перелеты одним из самых надежных способов передвижения. Разберемся подробнее, почему в пассажирских самолетах не предусмотрены парашюты.
Высота и условия полета
Современные лайнеры Boeing и Airbus летают на высоте 10–12 километров, где разреженный воздух и низкая температура делают прыжок с парашютом практически невозможным. Температура на этой высоте может опускаться до -50 градусов Цельсия, а содержание кислорода в атмосфере настолько низкое, что человек теряет сознание в течение 15-20 секунд без дополнительного кислородного оборудования.
Даже профессиональные парашютисты совершают прыжки с гораздо меньших высот – обычно в пределах 3–4 километров – и используют специальные кислородные маски и защитные костюмы. Обычный пассажир без подготовки просто не сможет безопасно покинуть самолет и благополучно приземлиться.
Отсутствие подготовки у пассажиров
Для безопасного использования парашюта необходимо пройти специальную подготовку, которая включает в себя теоретические знания и практические тренировки. Даже военные и профессиональные парашютисты затрачивают месяцы на освоение техники прыжков. В экстренной ситуации, когда самолет терпит бедствие, у пассажиров просто нет времени на инструктаж и подготовку.
К тому же, сам процесс прыжка из движущегося самолета – сложный и опасный. Коммерческие авиалайнеры движутся со скоростью более 800-900 км/ч, и выход из самолета при такой скорости практически невозможен без серьезных травм. Для безопасного десантирования, как у военных, требуется замедлить скорость до 200-250 км/ч, что в случае пассажирского самолета нереализуемо.
Конструктивные ограничения и вес
В пассажирских самолетах не предусмотрены парашюты из-за ограниченного пространства. Средний парашют весит 10-15 кг и требует большого количества места для хранения и обслуживания. Размещение 200–300 парашютов на борту самолета значительно увеличило бы его вес, что привело бы к повышенному расходу топлива и удорожанию авиабилетов.
Кроме того, двери пассажирских самолетов не предназначены для использования в воздухе. В отличие от военных самолетов с боковыми или нижними люками, гражданские лайнеры имеют герметичные двери, которые можно открыть только на земле или при низкой скорости. При разгерметизации салона на высоте более 10 км воздух выходит с такой скоростью, что человек может быть выброшен наружу без контроля над ситуацией.
Есть ли парашюты у экипажа
Если пассажирам не выдают парашюты, может ли экипаж самолета ими воспользоваться? В коммерческих авиаперевозках пилотам и бортпроводникам парашюты также не предусмотрены. В отличие от военных самолетов, где катапультируемые кресла могут дать шанс на спасение, гражданские авиалайнеры не имеют подобной технологии.
Кроме того, в экстренной ситуации экипаж несет ответственность за безопасность пассажиров и должен до последнего момента оставаться в кабине. Их основная задача – попытаться совершить аварийную посадку или минимизировать ущерб. Именно поэтому пилоты проходят многолетнюю подготовку по аварийным процедурам, а не прыжкам с парашютом.
Почему парашют не поможет при крушении?
Статистика показывает, что 80% авиационных катастроф происходят на взлете и посадке – в моменты, когда использование парашюта не только бессмысленно, но и невозможно. Если самолет терпит крушение на высоте менее 1 километра, парашют просто не успеет раскрыться. Для полного раскрытия стандартного парашюта требуется не менее 300-600 метров, что делает его бесполезным при большинстве авиационных инцидентов.
В случае разгерметизации на высоте 10 километров пассажиры без защитного костюма и кислорода не выживут, так как температура за бортом экстремально низкая, а давление недостаточно для нормального дыхания.
Можно ли взять парашют в самолет?
В большинстве случаев авиакомпании запрещают перевозку парашютов в салоне по соображениям безопасности. Даже если бы пассажир смог провезти его в ручной клади, он не смог бы воспользоваться им из-за высокой скорости полета, конструкции лайнера и сложных условий в кабине при аварийных ситуациях.
Альтернативные меры безопасности

Хотя в гражданских самолетах нет парашютов, авиакомпании внедряют другие меры безопасности, которые гораздо эффективнее:
- Техническое обслуживание и контроль – каждый самолет проходит регулярные проверки и техобслуживание.
- Обучение экипажа – пилоты и бортпроводники проходят регулярные тренировки по экстренным ситуациям.
- Современные технологии – системы предупреждения столкновений, улучшенная аэронавигация, системы автоматического выравнивания полета.
- Средства спасения – кислородные маски, спасательные жилеты, аварийные выходы.
- Усиленная конструкция лайнеров – современные модели Boeing и Airbus оснащены дополнительными системами безопасности, включая огнестойкие материалы и защищенные топливные баки.
Каждая из этих мер направлена на предотвращение катастроф и спасение пассажиров в случае чрезвычайных ситуаций. Например, многие не задумываются, зачем открывать шторки при взлете и посадке самолета, однако эта мера позволяет экипажу быстрее реагировать в экстренных ситуациях. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Подведем итоги
Отсутствие парашютов на борту пассажирских самолетов объясняется объективными причинами: невозможностью их использования на высоте, сложностью в обучении пассажиров, конструктивными ограничениями и экономической нецелесообразностью. Однако статистика показывает, что авиация остается одним из самых безопасных видов транспорта: вероятность попасть в авиакатастрофу составляет примерно 1 на 11 миллионов рейсов. Благодаря постоянному совершенствованию технологий и строгим мерам безопасности, путешествия на самолете остаются максимально надежными.